ЭКО и миома матки

Миома матки – одно из самых распространенных гинекологических заболеваний. Считается, что к 50 годам миома матки появляется у более 70% женщин, в репродуктивном возрасте миома встречается несколько реже (20-40%), но тем нем менее женщины с бесплодием достаточно часто сталкиваются с этой проблемой. Миома может располагаться в толще матки (интрамурально), ближе к наружно поверхности матки (субсерозно) или, наоборот, прилегать к слизистой матке (подслизистая миома).

В зависимости от расположения миоматозный узел может деформировать полость матки, нарушать проникновение сперматозоидов через цервикальный канал и полость матки, повышать риск спонтанных абортов, причем, чем ближе к слизистой располагается миома, тем указанные риски выше, а чем дальше от нее – тем ниже. Субсерозная миома может вообще не оказывать какого-либо негативного влияния. Прогноз также зависит от величины узла. Многочисленные исследования показали, что единственный миоматозный узел, не деформирующий полость матки, менее 3 см не влияет на частоту наступления беременности, более 3 см достоверно снижают результативность программы ЭКО.

Существует несколько методов лечения миомы у пациенток с бесплодием, которые используют до начала программы ЭКО:

1. Консервативная миомэктомия (удаление узда при сохранении матки, наиболее часто проводится лапароскопически или при гистерорезектоскопии, если узел располагается субмукозно). Позволяет повысить процент наступления беременности.
  2. Эмболизация ветвей маточных артерий (введение склерозирующих частиц в маточные артерии). Многими специалистами не рекомендуется, так как в 5% возможно наступление преждевременной менопаузы, особенно у женщин старшей возрастной группы).

Решение о тактике в каждом конкретном случае принимают совместно врач репродуктолог и хирург. После консервативной миомэктомии беременность можно планировать только через год.