Диагностика Хеликобактер пилори

Helicobacter pylori (Нр), хеликобактерии желудка - это спиралевидные грамотрицательные бактерии, в длину 3 мкм, диаметром около 0,5 мкм. Бактерия имеет 4-6 жгутиков и способна быстро передвигаться по слизистой оболочке желудка. Кокковые формы бактерий обнаруживали в водоемах различных стран. Заражение происходит от человека к человеку.

Инфекция Н.pylori (Нр) желудка является причиной 100% случаев хронического антрального гастрита, 95% случаев дуоденальной язвы, 80-90% случаев доброкачественных немедикаментозных язв желудка, МАLТ- лимфом желудка , 70-80% случаев некардиального рака желудка. Хеликобактериоз желудка - наличие инфекции Н.pylori (Нр) в желудке.

Наличие инфекции Нр в желудке способствует прогрессированию хронического гастрита, в том числе бессимптомно протекающего, с развитием в динамике атрофии слизистой оболочки желудка (предраковое состояние) и в последующем – кишечной метаплазии и дисплазии (предраковые изменения) в слизистой оболочке желудка, а затем - рака желудка.
В связи с вышеизложенным, диагностике Н.pylori (Нр) желудка придается в гастроэнтерологической практике большое значение, как и эрадикации Нр (уничтожение и выведение Нр из желудка).

Хеликобактерии (микроорганизмы) попадают с инфицированными продуктами, водой в желудок и сохраняются на слизистой оболочке желудка. На период нахождения хеликобактерии в желудке сохраняется воспаление слизистой оболочки с вероятным развитием эрозивно-язвенных поражений слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. При этом хеликобактерии (хеликобактеры, пилорические хеликобактерии) могут являться пусковым фактором в развитии предрака (атрофический гастрит с метаплазией, дисплазией) желудка. При попадании хеликобактерии (Нр) в желудок она адаптируется к жизни на слизистой оболочке желудка. Helicobacter pylori (Нр) является фактором риска для развития язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, предраковой патологии желудка (атрофический гастрит, метаплазия, дисплазия) с исходом в рак желудка (многолетний процесс).

Таким образом, длительное нахождение пилорических хеликобактерий в желудке (над слизистой оболочкой) последовательно запускает процессы: хроническое воспаление, гастрит, атрофический гастрит, рак желудка или процессы: хроническое воспаление, гастрит (гастродуоденит), язва желудка (язва двенадцатиперстной кишки).

Еще более поражающим действием на слизистую оболочку желудка (развитие эрозий, язвы, кровотечения) пилорические хеликобактерии оказывают при употреблении пациентом нестероидных противовоспалительных препаратов (диклофенак и др.), аспирина, гормонов и других лекарств.

Диагностика хеликобактерной инфекции обычно производится путём опроса больного на наличие диспептических жалоб и симптомов и затем выполнения тестов, подтверждающих или опровергающих наличие инфекции:
1. Бактериологический метод. С поверхности желудка или кишечника берется мазок-отпечаток и исследуется под микроскопом. Метод имеет большой размах по чувствительности в хеликобактеру, потому что в случае небольшой концентрации на мазок может и не попасть ни одна колония.
2. Серологический метод. В данном случае применяется иммуно-ферментный анализ. Исследуются антитела к хеликобактеру, которые вырабатываются в крови.
3. Морфологический метод. Заключается в исследовании участка биоптата, который окрашивается специальными красителями.
4. Исследование кала. В испраженниях методом иммуно-ферментного анализа ведутся поиски хеликобактера.
5. Полимеразная цепная реакция.
6. Биохимические методы. Они являются экспресс-методами и в настоящее время самыми популярными. Достаточно высокая чувствительность при определении микроба. Первый из них – уреазный тест исследования биоптата. Это выпускаемый в промышленности специальный тест, в который помещается участок желудка и автоматически производится реакция. Второй тест – дыхательный. Основывается на выдыхании воздуха в специальный пакет после приема мочевины. Чувствительность этого метода одна из самых высоких.

Подготовка пациента к проведению уреазного дыхательного теста.

С целью правильного выполнения уреазного дыхательного теста и получения достоверного результата необходимо соблюдать несколько простых правил:

1. Исследование выполняется строго натощак и утром. Накануне возможен легкий ужин, не позднее 22-00. Возможно употребление воды, не позже чем за 1 час до исследования и не более 100 мл.

2. Тест не проводится, если пациент принимает антибиотики, антисекреторные, противовоспалительные препараты, антациды и анальгетики. Выполнить исследование можно по прошествии 2-х недель после завершения приема антисекреторных препаратов и антибиотиков. После приема остальных указанных препаратов перерыв должен быть не менее 5 дней.

3. За 3 суток до исследования исключается употребление алкоголя (крепкие спиртные напитки).

4. Исключаются бобовые продукты в течение 24 часов перед анализом.

5. В день исследования исключить жевательную резинку.

6. В день тестирования отказаться от курения.

7. Перед процедурой тщательно почистить зубы и прополоскать полость рта водой.

Техника проведения уреазного дыхательного теста.

1. Врач дает пациенту пластиковую трубку, через которую необходимо осуществлять процесс дыхания. Трубка держится глубоко во рту. Тип дыхания – обычный. Рот пациента приоткрыт. Нужно следить, чтобы в трубку не попадала слюна. В случае временного дискомфорта можно ненадолго вынуть трубку изо рта, и после нормализации состояния продолжить исследование.

2. Ровно через 6 минут трубка вынимается, после чего пациент выпивает раствор карбамида.

3. Далее еще в течение 6 минут происходит дыхание через трубку. Необходимо на данном этапе полностью исключить попадание слюны в трубку. В противном случае исследование можно будет повторить не ранее, чем через 40-60 минут.

4. Далее трубка передается врачу, и он выполняет анализ активности хеликобактерной инфекции.