Роль обменных нарушений у пациенток с бесплодием при синдроме поликистозных яичников

Синдром поликистозных яичников - это эндокринная патология, объединяющая целый симптомокомплекс, включающий гормональные, обменные нарушения, избыточный рост волос, ожирение и изменение структуры яичников, приводящие к нарушению менструального цикла и бесплодию.

Выделено три формы данного патологического состояния:

1. типичная форма, сопровождающаяся повышением уровня мужских половых гормонов синтезируемых в яичниках;

2. сочетанная форма, развивающаяся на фоне повышенного уровня мужских половых гормонов яичников и надпочечников;

3. центральная форма заболевания, характеризующаяся выраженными проявлениями обменных нарушений и нарушений центральных механизмов регуляции репродуктивной системы.

Отдельно выделяют группу пациенток с повышенным уровнем пролактина и патологией щитовидной железы.

Результаты многочисленных исследований последних лет выявили взаимосвязь между нарушениями углеводного обмена, повышенным уровнем мужских половых гормонов (андрогенов) и синдром поликистозных яичников.

Установлено, что у 78% пациенток с синдромом поликистозных яичников диагностируется инсулинорезистентность, т.е. снижение чувствительности тканей к действию инсулина - гормона поджелудочной железы, основное действие которого направлено на утилизацию глюкозы, поступающей с пищей. В результате - в крови циркулирует избыточный уровень инсулина. «Невостребованный» инсулин запускает каскад реакций, приводящих к еще большему повышению уровня мужских половых гормонов, что усугубляет дисфункцию яичников.

Эти наблюдения позволили сделать выводы о том, что гормональная коррекция и стимуляция овуляции без терапии метаболических (обменных) нарушений могут быть недостаточно эффективными в плане восстановления менструального цикла и репродуктивной функции у пациенток с данной патологией.

Выявить инсулинорезистентность можно с помощью стандартного глюкозотолерантного теста (теста с «сахарной нагрузкой»), по результатам которого подбирается патогенетическая терапия.

Заслуживают внимания сообщения о возможности лечения метаболических нарушений, обусловленных инсулинорезистентностью медикаментозными препаратами, повышающими чувствительность тканей к действию инсулина.

Одним из таких лекарственных средств является Метформин. Его клиническая эффективность заключается в способности снижать всасывание глюкозы из ЖКТ и усиливать действие инсулина на рецепторном уровне, что вызывает уменьшение инсулинорезистентности, нормализацию уровня инсулина, а, соответственно, и снижение уровня андрогенов.

Применение на первом этапе препаратов, повышающих чувствительность тканей к действию инсулина, позволяет повысить эффективность стимуляции овуляции на последующих этапах лечения бесплодия.